О том, как одеваются женщины в дагестане. Самые красивые дагестанки (19 фото)

  • Дата: 17.08.2019

Дагестанцы - собирательное название народов, издавна населяющих современную территорию Республики Дагестан, входящей в состав России. По языковому признаку дагестанцы делятся на три группы. Аварцы, агулы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасараны, рутульцы, цахуры говорят на языках нахско-дагестанской языковой семьи. Таты говорят на татском языке, относящемся, наряду с фарси, дари и таджикским, к юго-западной группе иранских языков. Также к дагестанцам принадлежат тюркоязычные кумыки. Часто к числу коренных народов Дагестана причисляют также тюркоязычных ногайцев, но степняки-ногайцы оказались на Кавказе лишь в 17-м веке, поэтому назвать их коренным народом Дагестана можно лишь с большой натяжкой, к тому же они чужды остальным дагестанцам в антропологическом отношении, т.к. принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между монголоидной и европеоидной расами.

Поэтому в данный рейтинг самых красивых, по версии сайта Топ-антропос , известных дагестанок не включены ногайки. В данный момент в рейтинге присутствуют семь лезгинок, три даргинки, две лачки, а также аварка, кумычка и табасаранка. Постепенно список будет пополняться.

14 место. Дина Мереуца

13 место. Анора Багомедова (род. 25 мая 1989, Самарканд, Узбекистан) - певица. По национальности - даргинка.

12 место. Марина Мустафаева - певица. По национальности - даргинка.

11 место: Диана Юзбекова (род. 1 июля 1989, Москва) - корреспондент на телеканале Муз-ТВ. Рост - 164 см. Страница ВКонтакте - https://vk.com/diana_yuzbekova

10 место: Алина Алиева - модель из Твери, победительница конкурса "Юная Красавица Твери 2010". По национальности - лезгинка. Рост - 172 см., параметры фигуры 88-63-93.

9 место: Меседа Багаудинова - певица, бывшая участница группы ВИА Гра. Родилась в Грозном (Чечня) 30 октября 1983 года. Её отец — аварец, мать — украинско-белорусского происхождения.

8 место: (род. 5 декабря 1989) - модель, Мисс Азербайджан 2010. По национальности - лезгинка. Рост 171 см., параметры фигуры 82-59-88.

7 место: Фаина Абдуллаева - модель из Москвы, работала с брендом мусульманской одежды "Rezeda Suleyman". По национальности - лезгинка.

5 место: Елена Исинбаева (род. 3 июня 1982, Волгоград) - российская легкоатлетка. Отец Елены по национальности - табасаранец, а мать - русская. Елена Исинбаева установила 28 мировых рекордов в прыжках с шестом, дважды стала Олимпийской чемпионкой (Афины-2004 и Пекин-2008), множество раз выигрывала чемпионаты мира и Европы, заслужив звание лучшей прыгуньи с шестом всех времен и народов. Исинбаева трижды (2004, 2005 и 2008 годы) признавалась лучшей спортсменкой по версии Международной ассоциации легкоатлетических федераций, а также дважды (2007, 2009 годы) побеждала в номинации "Лучшая спортсменка" на вручении престижной спортивной премии Laureus World Sports Awards.

4 место: Сабина Алиева - дагестанская певица. По национальности - лачка. Страница ВКонтакте - https://vk.com/sabinaaliyeva

3 место: Светлана Саидова - модель из Москвы. По национальности - лезгинка.

2 место: Хадисе Ачыкгёз - турецко-бельгийская певица. Хадисе родилась 22 октября 1985 года в городе Мол (Бельгия). Ее отец - лезгин, а мать - кумычка, эмигрировавшие в Бельгию из турецкого города Сиваса. Хадисе представляла Турцию на музыкальном конкурсе "Евровидение 2009" в Москве с песней Düm Tek Tek, где заняла 4-е место.

Самая красивая дагестанка - австрийская модель Аминат Мирзаханова , известная под псевдонимом Амина Даги . По национальности - лачка. Родилась в Махачкале, в 2003 году переехала с матерью и братом в Австрию, где в 2012 году выиграла национальный конкурс красоты "Мисс Австрия". Представляла Австрию на международном конкурсе красоты "Мисс мира 2012". Рост 175 см, параметры фигуры: грудь 88 см, талия 60 см, бедра 89 см. Страница Амины Даги на Фейсбуке - https://www.facebook.com/miss.austria2012

Красота и достоинство дагестанских женщин не дают покоя миллионам мужчин разных национальностей и разного вероисповедания. Образ дагестанок так же разнообразен, как и национальный колорит Страны гор: более 30 кровей, женщины, впитавшие в себя культуру Востока и Запада. SmartNews составил портрет яркой и противоречивой жительницы Махачкалы — на наш взгляд, типичной дагестанки.

Как известно, в Дагестане проживают представители более 30 народностей, 14 из которых являются коренными. Потому будет неправильно характеризовать всех дагестанок по единому стандарту. В Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, образ сельской женщины отличается от образа городской. Причем различия есть не только во внешности, но и в характере, на формирование которого очень повлияли уклад жизни, культура и религия.

"нравы горянок (аварок, даргинок, лачек) более свободные, чем женщин, проживающих на равнине (кумычек, ногаек, азербайджанок). Раньше женщина в горах экономически была независима от мужа, потому что в поле она работала так же, как и муж, она могла на спине дрова принести и сено заготавливать. А у равнинных таких традиций не было. Все дела равнинной женщины оказывались в пределах двора, усадьбы. Она за сеном не ходила, сено не заготавливала, дрова не рубила, крышу не накрывала — это все были мужские дела. На равнине пользовались арбой, а в горах арба не везде могла проехать, потому в основном пользовались ишаками либо женщина тащила все на своей спине. Равнинная женщина в основном занималась домом, воспитанием детей".

Внешность дагестанок разнообразна: здесь можно встретить и высоких смуглянок с черными глазами, и невысоких рыжих голубоглазых девушек. Но все они — дагестанки. Считается, что цвет лица настоящих горцев — светлый. Потому среди аварок, даргинок, лачек много светлолицых женщин. А равнинные ногайки, к примеру, смуглые, с выраженным монголоидным типом лица.

Осман Давудов, пластический хирург: "в последнее время определить по типу лица национальность женщины становится все сложнее, потому что идет смешивание кровей. Но черты лица у кумычек, к примеру, более монголоидные: широкие скулы, маленькая нижняя треть лица, широкий и круглый череп. Касательно аварок, то они обладают более выраженными по объему верхней и нижней третью лица, часто крупный нос. Да и в телосложении есть различия".


Лезгинка

Стиль одежды дагестанок также становится со временем все разнообразнее, теряя национальную идентичность. Определить национальность горожанки по одежде невозможно. Но в городах стиль одежды можно условно разделить на мусульманский и европейский. Традиционную одежду дагестанки в городах не носят, зато надевают ее в родных селениях, причем в каждом селе своя традиционная одежда.

Вместе с этим сегодня в Махачкале можно найти одежду даже лимитированных брендов. В 15 главных мультибрендовых бутиках столицы Дагестана можно найти без преувеличения все, в чем прямо сейчас гордо ходят по улицам Лондона иконы стиля. Культовые куртки Balmain, сумки Fendi или платья Valentino из последней коллекции, соболиные шубы, сумки Birkin, часы Cartier.

Первый в России бутик Michael Cinco, дубайского дизайнера, автора свадебных платьев (стоимость одного платья равна примерно 1 млн рублей), открылся осенью прошлого года именно в Махачкале.

Вера Агошкина, модельер: "махачкалинки старшего возраста отдают предпочтение более темным тонам. Возможно, это связано с тем, что наши женщины склонны к полноте, и считается, что темный цвет скрывает лишние очертания. Белое, розовое, желтое — яркое, как в Париже и в Москве, — у нас редко можно встретить. В одежду этих цветов одевается в основном молодежь. Они часто носят джинсы, брюки. Сейчас у нас в городе много магазинов молодежной одежды. Большинство женщин старше 40 лет одеваются скромно. Хиджабы одевают верующие люди. Но в Дагестане всегда девушки традиционно покрывали голову, вне зависимости от национальностей носили чохто и платок. Просто сейчас это стали называть хиджабом, и почему-то он стал черного цвета, привезенный из дальних арабских стран. А свое-то, родное, — более красивое, более нарядное, ручной работы".

Головной убор дагестанки говорил многое о его владелице. Так, например, по платку можно было определить, из какого селения девушка, замужем ли она. К сожалению, эти элементы культуры сохранились не во всех районах Дагестана.

Вера Агошкина, модельер: "до сих пор в селении Кубачи женщины носят традиционные белые платки с золотой вышивкой. Там каждая девочка умеет вышивать золотыми нитями. Там даже по платку можно сказать о возрасте женщины, о ее социальном положении, замужем ли она. Каждый такой платок имеет свой индивидуальный рисунок. Невзирая на то, откуда приезжает девушка-кубачинка — из Москвы, из Европы или откуда-то еще, — она доезжает до Кубачей и обязательно надевает свой традиционный наряд. Это очень красиво. Но в городах кубачинки так не ходят — только в селе".

Амина Даги, уроженка Дагестана, стала в 2012 году мисс Австрия//Amina Dagi, MQ Vienna Fashion Week

Ювелирные украшения горянок, как и платок, до сих пор могут многое рассказать об их владелице.

Вагидат Шамадаева, заслуженный деятель искусств Дагестана, коллекционер женских украшений: "издревле у некоторых дагестанских народностей женские украшения делились на возрастные категории: для девочек, девушек, замужних женщин, для старых женщин. Девочки, например, носили тоненькие витые браслеты. Незамужние девушки носили крученые браслеты с небольшим количеством камней (бирюза, альмандин). Замужняя женщина носила большой браслет с большим количеством камней. По украшениям можно было узнать социальный статус женщины. Богатые не отказывали себе в дорогих камнях, а у женщины из среднего слоя вместо натуральных камней могло быть простое стекло или паста. Совсем бедные украшали себя только медными или бронзовыми изделиями".

С XIX века в ювелирную моду дагестанок входит сначала позолота, а потом и золото. В те времена надевать позолоченные и тем более золотые украшения могли себе позволить только женщины из состоятельных семей. Золото и драгоценные камни обычно привозили с Востока. В современном Дагестане золото по-прежнему остается одним из любимых металлов дагестанок. Но с недавних пор появился еще и интерес к дорогой эксклюзивной бижутерии.

Гуварша Батырова, стилист: "в каждой семье, у каждой женщины есть и золото, и бижутерия. Бижутерия хорошая, качественная. Женщины выбирают европейские — испанские, итальянские — фирмы, ручную работу. Это не просто украшения, это символ, который каждая женщина подбирает под себя. Но бриллианты должны быть обязательно, так же как и серебро. В Дагестане нет семьи, где нет серебряных украшений. Потому что, можно сказать, Дагестан и серебро неразделимы. К тому же сейчас бриллиантами никого не удивишь, поэтому эксклюзивное серебро всегда было в моде и всегда ценилось. Если девушки собираются на какую-то вечеринку, где собирается молодежь, они могут позволить себе украшения попроще, бижутерию. Но девушки понимают, что в обществе, где будут присутствовать старшие женщины, лучше надеть золотые или серебряные украшения. Состоятельный же мужчина обязательно наденет на свою жену бриллианты, чтобы показать свой достаток".


Представительницы аварцев и кумыков

Многие современные дагестанские женщины независимы. Они открывают свой бизнес, который затем успешно ведут. А женщина за рулем в Дагестане уже вполне обычное явление. Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов также решил создать образ женщины Страны гор. По его поручению сейчас разрабатывается проект памятника дагестанской женщине-матери. Проект победителя займет свое место в одном из городских парков Махачкалы, где каждый сможет увидеть, какой он, образ настоящей дагестанки.

В последнее время все чаще стали говорить о популярности среди женщин исламистских и экстремистских идей. Журналисты, которые приезжают в республику, обычно спешат по горячим следам дагестанских смертниц. Женский портрет получается такой: неблагополучное детство, юность, в которой она не знала, куда себя деть, знакомство в интернете с «лесным», замужество (виртуальное или реальное), уход в ислам или сначала ислам, а потом замужество, затем арест или гибель мужа, иногда повторное или даже третье замужество, теракт. Но, как говорят эксперты, идейных женщин в хиджабах в республике меньшинство — 1,5%. Подавляющее же большинство дагестанок весьма светские, самостоятельные, на первом месте у них дом, семья и дети.

Патимат Тахнаева историк, Институт востоковедения РАН: "исторически мужчины либо воевали, либо сидели на годекане (место сбора мужчин в селе). А работали женщины. Хиджаб — не та одежда, в которой возможно работать в поле, по дому, собирать хворост в лесу, ходить за водой. Поэтому никогда в истории Дагестана женщина не была закрыта или сильно религиозна, но зато она всегда была при деле".

Случается, что экономическая независимость современной дагестанки становится причиной развода с мужем. К сожалению, в современном обществе разводы не редкость. Но такое случалось и в прежние времена.


Ногайка

Барият Алимова, этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН: "из-за того что женщина в горах была экономически независимой, там чаще были разводы. Но разводились не везде в горах. Например, в конце XIX — начале XX века, если у ругуджинки умер муж, они повторно замуж не выходили. Но у тляратинцев, цумадинцев, годоберинцев, ботлихцев можно было по нескольку раз замуж выходить. После войн незамужних женщин в селах было много, потому горцы старались незамужних выдать замуж. Я помню, во время экспедиции в Цумадинский район женщина рассказала нам такой случай. Ее мама была русская, а отец — аварец. Она рассказывала, как в годы советской власти собирали всех незамужних женщин в одну большую комнату и собирались все мужчины, готовые взять себе жену. Среди них были и женатые. Мужчины бросали в окно свои папахи. Женщины знали, какая папаха кому принадлежит. У нашей собеседницы умер отец и мама как-то тоже сидела в этой комнате вместе с другими незамужними женщинами. И ее мама выбрала папаху первого секретаря райкома партии, а он был женат. Жена знала, кто выбрал папаху ее мужа, но на следующий день мама нашей собеседницы не пошла в дом к секретарю. Его жена послала человека, чтобы узнать, почему она, как вторая жена, не идет в дом. На что ее мама ответила: «Пусть живет спокойно. Я выбрала его, чтобы другая не выбрала. Другая пойдет и сядет, а я — нет». На равнине с разводами было сложнее. В современном дагестанском обществе супруги, которые долгое время живут вместе, но до сих пор не завели детей, разводятся. Раньше даже бездетные пары старались не разводиться".

Дайджест

Дагестанцы - собирательное название народов, издавна населяющих современную территорию Республики Дагестан, входящей в состав России.

По языковому признаку дагестанцы делятся на три группы. Аварцы, агулы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасараны, рутульцы, цахуры говорят на языках нахско-дагестанской языковой семьи. Таты говорят на татском языке, относящемся, наряду с фарси, дари и таджикским, к юго-западной группе иранских языков. Также к дагестанцам принадлежат тюркоязычные кумыки. Часто к числу коренных народов Дагестана причисляют также тюркоязычных ногайцев, но степняки-ногайцы оказались на Кавказе лишь в 17-м веке, поэтому назвать их коренным народом Дагестана можно лишь с большой натяжкой, к тому же они чужды остальным дагестанцам в антропологическом отношении, т.к. принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между монголоидной и европеоидной расами. Поэтому в данный рейтинг самых красивых, на мой взгляд, известных дагестанок я решил не включать ногаек.
В данный момент в рейтинге присутствуют лезгинки, даргинки, лачки, аварки, кумычка и табасаранка. Постепенно список будет пополняться.

19 место: Самира Гаджиева - дагестанская певица. По национальности - лезгинка. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/samira_official

18 место. Дина Мереуца - певица. По национальности - даргинка.

17 место. Анора Багомедова (род. 25 мая 1989, Самарканд, Узбекистан) - певица. По национальности - даргинка.

16 место. Марина Мустафаева - певица. По национальности - даргинка.

15 место. Мадина Манапова (род. 18 февраля 1996) - дагестанская певица. По национальности - аварка. Страница в Инстаграме - https://www.instagram.com/madi_manapova/

14 место: Диана Юзбекова (род. 1 июля 1989, Москва) - корреспондент на телеканале Муз-ТВ. По национальности - лезгинка. Рост - 164 см. Страница ВКонтакте - https://vk.com/diana_yuzbekova

13 место: Алина Алиева - модель из Твери, победительница конкурса "Юная Красавица Твери 2010". По национальности - лезгинка. Рост - 172 см., параметры фигуры 88-63-93.

12 место: Меседа Багаудинова - певица, бывшая участница группы ВИА Гра. Родилась в Грозном (Чечня) 30 октября 1983 года. Её отец - аварец, мать - украинско-белорусского происхождения.

11 место. Ашура Шахрутдинова - дагестанская певица. По национальности - аварка.

10 место. Марина Сулейманова (род. 24 июля 1988) - певица, участница группы "Misty". Известна также как Марина Ангел. По национальности - аварка. Страница Марины Вконтакте - https://vk.com/marinamisty

9 место: Гюльнара Алимурадова (род. 5 декабря 1989) - модель, Мисс Азербайджан 2010. По национальности - лезгинка. Рост 171 см., параметры фигуры 82-59-88.

8 место: Фаина Абдуллаева - модель из Москвы, работала с брендом мусульманской одежды "Rezeda Suleyman". По национальности - лезгинка.

7 место. Алиса Ганиева (род. 23 сентября 1985, Москва) - российская писательница, литературный критик, журналистка. В интервью Алиса не раз говорила, что по национальности является аваркой. Книги Ганиевой переведены на многие языки, она получила несколько литературных премий. В 2015 году газета «The Guardian» включила Ганиеву в топ-30 самых талантливых москвичей моложе 30-ти лет. Страница Алисы ВКонтакте - https://vk.com/id1788012

5 место: Елена Исинбаева (род. 3 июня 1982, Волгоград) - российская легкоатлетка. Отец Елены по национальности - табасаранец, а мать - русская. Елена Исинбаева установила 28 мировых рекордов в прыжках с шестом, дважды стала Олимпийской чемпионкой (Афины-2004 и Пекин-2008), множество раз выигрывала чемпионаты мира и Европы, заслужив звание лучшей прыгуньи с шестом всех времен и народов. Исинбаева трижды (2004, 2005 и 2008 годы) признавалась лучшей спортсменкой по версии Международной ассоциации легкоатлетических федераций, а также дважды (2007, 2009 годы) побеждала в номинации "Лучшая спортсменка" на вручении престижной спортивной премии Laureus World Sports Awards.

4 место: Сабина Алиева - дагестанская певица. По национальности - лачка. Страница ВКонтакте - https://vk.com/sabinaaliyeva

3 место: Светлана Саидова - модель из Москвы. По национальности - лезгинка.

2 место: Хадисе Ачыкгёз - турецко-бельгийская певица. Хадисе родилась 22 октября 1985 года в городе Мол (Бельгия). Ее отец - лезгин, а мать - кумычка, эмигрировавшие в Бельгию из турецкого города Сиваса. Хадисе представляла Турцию на музыкальном конкурсе "Евровидение 2009" в Москве с песней Düm Tek Tek, где заняла 4-е место.

Самая красивая дагестанка - австрийская модель Аминат Мирзаханова, известная под псевдонимом Амина Даги. По национальности - лачка. Родилась в Махачкале, в 2003 году переехала с матерью и братом в Австрию, где в 2012 году выиграла национальный конкурс красоты "Мисс Австрия". Представляла Австрию на международных конкурсах красоты "Мисс мира 2012" и "Мисс Вселенная 2015". Рост 175 см, параметры фигуры: грудь 88 см, талия 60 см, бедра 89 см. Страница Амины Даги на Фейсбуке - https://www.facebook.com/miss.austria2012


"Я бываю в Дагестане один раз в год, у родственников в гостях, и каждый раз с интересом наблюдаю, как одеваются дагестанки: жительницы Махачкалы и горных селений"

Национальная одежда
На сельских жителей, живущих тесными связями со своей общиной, родней и соседями, сильно действует общественное мнение, вкусы и обычаи. В горах царят строгие правила поведения и понятия о приличиях, выше всего ставятся интересы общества, а не индивидуума, поэтому здесь не принято выпячивать свою индивидуальность. В горянках приветствуется скромность, аккуратность и естественная красота. Уместны только незаметно подкрашенное лицо и коротко подстриженные ногти на руках, без лака. Сельские жительницы много работают по хозяйству, и длинные ногти с такой работой несовместимы. Не во всех, но во многих дагестанских селах женщины обязаны покрывать голову. Неприлично обнажать плечи, ноги, шею. В некоторых семьях порядки еще строже: девушке не разрешают показывать ни пряди волос, и запрещают красить ногти (потому что перед каждой молитвой 5 раз в день нужно омыть руки и ноги, и при этом вода должна коснуться и поверхности ногтей), выщипывать брови, не говоря уже о нанесении макияжа.

В своем стремлении быть привлекательными молодые дагестанские горянки пытаются создать нечто среднее между запретом и разрешением: если женщины старшего возраста ходят в бесформенных платьях-балахонах, то на девушках и молодых женщинах платья длинные, ниже колена, закрывающие декольте и руки до локтя, но приталенные, подчеркивающие стройность фигуры, имеющие разрез, дополненные броскими украшениями, стройнящие фигуру юбки-карандаши. Юные кавказские женщины любят высокие каблуки, делающие их выше и стройнее (и как только они на них ходят по горным тропинкам?) и черный цвет, потому что он эффектно оттеняет их внешность. Женщины постарше, работая по хозяйству и в поле, носят домашние велюровые халаты с меховыми или овчинными жилетками, если холодно, а летом свободные платья из тонких тканей.
В основном, горские женщины носят длинные волосы, которые заплетают в косы, укладывают в пучок или собирают в конский хвост. Хотя под платком любые прически сминаются, и поэтому делать их бессмысленно, многие девушки всегда остаются верны своему стремлению быть красивыми, и все равно делают модные стрижки. К тому же они могут щегольнуть ими в городе, где общественные нравы не так строги к внешнему виду. Зато горянки умеют красиво носить на голове косынки, палантины и платки. Местные женщины даже как-то не воспринимаются без этого необходимого атрибута их костюма. Каждый сезон меняется мода на этот головной убор, ткани, расцветки, а способы ношения платка женщины выбирают себе в зависимости от того, что им больше идет: кто-то — повязав косыночкой с одним узлом сзади, кто-то — обернув концами платка прическу или голову, кто-то, как Жади из «Клона»; спереди косынки могут закрывать низко лоб, или оставлять открытой часть волос на голове или только челку. Женщины старшего возраста на головы повязывают косынки, а сверху накидывают палантин или платок.

В горах девочкам рано прокалывают уши и надевают золотые серьги. Золотые украшения в Дагестане очень любят. Считается, что золото — это показатель достатка в семье. Некоторые так стремятся «соответствовать», что покупают золотые украшения, не имея дома даже мало-мальски приличной бытовой техники. Хотя, когда становится модным покупать мультиварки, все бегут и за мультиварками.
Конечно, живя в горах, люди мало что понимают в трендах мировой моды, ведь мода доходит до них поздно и уже в виде грубого, поддельного китайского продукта. Носят то, что продается на бедных ассортиментом, но претенциозных районных рынках — вещи некачественные и вычурные: лаковый кожзам, позолота, стразы и принты, огромные кричащие лейблы. Но несмотря на труднодоступность хороших вещей, многие женщины любят и умеют красиво одеваться, оставаясь в рамках местных традиций. Когда все в меру, смотрится очень достойно.

И ещё, женщины в Дагестане любят одеваться богато. Покупают и носят норковые шубы, любят мех шиншиллы и чернобурки, меняют шубы так часто, как позволяют финансовые возможности, но чаще — выходя за пределы этих самых своих возможностей, иногда даже залезая в долги, — такова сила моды.

Естественно, горожанки более образованны и искушены в умении одеваться. Столица Дагестана Махачкала являет собой совсем иную картину. Сам по себе этот город как восточный ковер из людей самых разных национальностей, народов, социальных слоев и классов. Здесь живут и выходцы из горных аулов, и крестьяне, и служащие, и чиновники всех рангов, и коммерсанты, и бандиты, и интеллигенция, люди из мира искусства. Кого здесь только нет! Соответственно вкус и воспитание у всех разные. Сельские горянки в бесформенных балахонах и девушки в модных платьях, неряшливо одетые рыночные торговки и уточненные барышни, служащие в современной офисной одежде и домохозяйки в восточных закрытых платьях — здесь вы встретите всех! Но все же бросается в глаза женственный стиль в одежде: струящиеся платья, длинные юбки, высокие каблуки, висячие серьги, диадемы, усыпанные камнями массивные или лёгкие звенящие браслеты, длинные волосы.

С учетом преобладающего холодного, зимнего цветотипа дагестанкам очень идут яркие краски и контрастные рисунки, кожа и бархат. Фактурность черт лица позволяет выбирать фактурные вещи, и ко всему этому прибавляется любовь кавказских девушек ко всему восточному, роскошному, богатому. Наверное, поэтому в салонах красоты визажисты отштукатурили мне лицо так, что я себя не узнала. Знакомые мне подтвердили — да, на свадьбы и другие мероприятия почти всегда штукатурят.
Пример обычного макияж, который делают в дагестанских салонах на различные мероприятия.
Пример обычного макияжа, который делают в дагестанских салонах на различные мероприятия
Чрезмерность и помпезность в Дагестане относится и к одежде, и к интерьерам домов, и к архитектуре, и к громким названиям (банкетный зал «Европа», магазин «Версаль», кафе «Шанталь», кафе «Ду Лувр»)… такое ощущение, что в Дагестане живут исключительно французские короли!
Я заметила, что дагестанцы в своем большинстве очень подвержены влиянию моды и страсть как любят копировать друг друга. Любая новинка, сошедшая за отличную, тут же тиражируется в неимоверных количествах: мода на марку автомобилей, телефон, столовые сервизы в приданое, на ювелирные украшения, прически, на расцветку платков, которыми горянки покрывают голову, на манеру их носить, и, конечно же, набравшая обороты в последние годы мода на лейблы! Иногда следование моде принимает гротескные формы: толстенная золотая цепь на шею под названием «метровка» (а она и вправду метр длиной), чтобы много-много золота или позолоты, чтобы все блестело, сверкало, и не было бы сомнения, от кого вещь. Вот это самое «ОТ КОГО», лепят на самые видные места. Тут и знаменитая клетка, и горгоньи головы, лейблы Гуччи, Версаче, Шанель и Луи Вюиттон вперемешку. И побольше, побольше! На всех подряд женщинах шарфики, сумочки, заколки, бижутерия, усыпанные заветными буковками, даже на унылой одежде пожилых женщин. К мужчинам это тоже относится в равной степени. Не стоит даже говорить, что это чаще всего подделки, грубые или не очень, но это мало кого волнует. Что поделаешь, быть незалейблованным сегодня не принято, а значит — почти неприлично.

У кавказских женщин черты лица рельефные, выраженные. Большинство невысокого роста, много крупных носов с горбинкой, резких надбровных дуг, широких и удлинённых подбородков, но много и нежных девушек со скульптурными личиками и пропорциональными точеными фигурками.
Вопреки стереотипу про смуглую черноволосую кавказскую женщину высоко в горах живут самые настоящие блондинки и рыжеволосые девушки! При этом ресницы и брови у них четкие, (хотя белесые встречаются тоже), очень густые волосы, голубые, серые и зеленые глаза.
Иллюстрация «светлой» внешности.
Иллюстрация «светлой» внешности
Ученые объясняют это тем, что люди в горах живут достаточно закрыто от внешнего мира, а там, где народ достаточно удален от общения с другими народами и почти не смешивается с ними, чаще проявляются рецессивные (слабые) гены. Ген голубых глаз и светлой кожи как раз является рецессивным, и проявляется он при встрече с таким же слабым геном. Отсюда и блондинки, которых много высоко в горах, и чья красота очень ценится, потому что светловолосых и светлокожих людей считают потомками знати, а тех, кто посмуглее — ниже происхождением. Это тоже сложившийся у местного населения стереотип: до времен всеобщего равенства именно богатая знать могла позволить себе выбирать самых красивых женщин в жены, богатые женщины берегли свою красоту от палящего солнца в прохладных стенах роскошных домов, в то время как бедные крестьянки «обугливались» под солнцем на полевых работах.

Бомбиты
В последние годы в Дагестане стали популярны косметические операции. Именно юные девушки, и (гораздо реже) взрослые женщины исправляют носы, веки, колют ботокс. Они делают себе губы, как у Анджелины Джоли, ходят с выпрямленными утюжком глянцевыми длинными волосами, накладными ресницами, и, конечно же, на высоких каблуках. Здесь любят стиль Леры Кудрявцевой или Памелы Андерсон (до недавней смены ею имиджа), так называемую «агрессивную женственность». Вы когда-нибудь слышали о бомбитах? Так называют девушек, представляющих такой вот ненатуральный тип. Над ними смеются и подшучивают, но сами-то они себя воспринимают еще как всерьез! Про себя они говорят, что чтобы быть бомбитой, нужно иметь полные губы, длинные прямые волосы и аксессуары узнаваемых марок. Не знаю, откуда пошло такое название, но оно очень напоминает слово «секс-бомба». Именно этот стиль бомбиты и воплощают. А вот натуральность у них не в моде.
«Закрытые» женщины
Конечно, одежда и мода для юных девушек не имеет смысла без главной цели — найти себе спутника жизни и создать семью. Эта цель первична, и с ней тесно связано такое явление, как мода на «закрытость». Я говорю именно о моде, а не о вере, и пусть искренне верующие не относят мои выводы и замечания, которые я привожу в следующей главе, на свой счет.

Уже несколько лет в Дагестане активно пропагандируется религиозность, в том числе и в вопросах внешнего вида. Вместе с сильным религиозным течением в Дагестане возникла мода на хиджаб — закрытую, в соответствии с религиозными предписаниями ислама, одежду. Для тех, кто далек от этой темы, сообщу, что хиджаб — это не чадра, не занавеска на лице, не плащ, накидываемый на любую одежду в Саудовской Аравии, не свободное платье с капюшоном — джелаба — какие носят на севере Африки, например, в Марокко, а любая одежда, которая не обтягивает тело, и оставляет открытыми лишь лицо и кисти рук. По исламу только на них и можно смотреть окружающим.
Несмотря на то, что по сути хиджаб не требует отказа от традиционных элементов костюма, некоторые девушки бросились в крайность и стали подражать женщинам Персидского залива, надевая не просто длинные юбки и платья, водолазки и сарафаны с платочками, а одежду, совсем не свойственную дагестанским традициям: максимально закрытые платья темно-синего и черного цветов, абайю и никаб (пресловутая занавеска на лицо с прорезями для глаз). Такое стали носить даже некоторые совсем юные девушки. Почему они добровольно заточают себя в такие глухие покровы? Часто не от сильной веры в бога, а потому, что такими их хотят видеть потенциальные женихи. Среди религиозных молодых людей, которых тоже стало очень много, «закрытые» девушки в чести — ведь считается, что такая жена послушна и покорна мужу, из дома без разрешения супруга не выходит, по сторонам не смотрит, и мечтает она не о земных благах, а только лишь о месте в раю!

Часто можно наблюдать такую картину: лето, полдень, пиццерия. Заходит несколько девушек, все в черных абайях, как женщины Персидского залива, видны лишь лицо и кисти рук. Но щебечут, как стайка птичек, садятся за столик, заказывают пиццу, и стреляют глазками по сторонам, как все девушки во всем мире, хохочут, болтают, ловят внимание окружающих. И в глаза бросается этот контраст между бьющим фонтаном жизненным началом юных девчонок и внешним аскетизмом, в которое они себя добровольно поместили!
А еще чаще встречается пара подруг, из которых одна — в игривом платье, с макияжем, с длинными распущенными волосами, а вторая — в хиджабе. Контраст получается бешеный. Но, кстати, вторая тоже, чаще всего, — с макияжем и с украшениями, и хиджаб у нее яркий и цветной, мимо не пройдешь. А что? Парням нравится: девушка вроде закрыта, как полагается, но в то же время привлекательна! Это парадокс, учитывая, что хиджаб носится с целью не привлекать внимание, а укрывать женщину от нескромных взглядов. Я встретила ещё одно явление, противоречащее самому смыслу хиджаба: «модный хиджаб».
Напоследок прошу прощения у тех, кому мой опус показался слишком субъективным. Повторяю, это мои наблюдения, сделанные во время краткосрочных визитов в Дагестан. И наблюдать мне приходилось больше сельских, чем городских жителей. Мне нравится наблюдать за ними: каждый раз, приезжая туда, я бываю поражена местным колоритом и яркостью красок, и моя московская одежда кажется мне простоватой по сравнению с тем, что я вижу на улицах. Кому интересно, приглашаю посетить республику и самим оценить верность моих высказываний, а может быть, сделать собственное, отличное от моего, представление о дагестанской моде и о дагестанках.
Напоследок прикрепляю фото с очень позитивным зарядом: «Балхарка в национальной одежде»

Кавказ - регион на границе Европы и Азии, разделенный между шестью государствами: Россией, Азербайджаном, Грузией, Арменией, Абхазией и Южной Осетией. На территории Кавказа проживают 50-60 народностей, исповедующих ислам и христианство.

Самая красивая абхазка - оперная певица Хибла Герзмава (род. 6 января 1970, Пицунда, Абхазия). Хибла Герзмава - солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, народная артистка Республики Абхазия, народная артистка России. Официальный сайт - http://hibla.ru

Самая красивая аварка - певица, бывшая участница группы ВИА Гра . Родилась в Грозном (Чечня) 30 октября 1983. Её отец — аварец, мать — украинско-белорусского происхождения.

Самая красивая адыгейка - певица Фатима Дзибова (род. 18 сентября 1991, Адыгейск, Адыгея). Страница ВК - https://vk.com/fatimadzibova

Самая красивая азербайджанка - иранская певица и актриса Гугуш / Googoosh (род. 5 мая 1950, Тегеран, Иран). Гугуш по национальности является иранской азербайджанкой.

Самая красивая армянка - французская пианистка, телеведущая, актриса, модель , более известная как Diane Sands. Поскольку Диана является чистокровной армянкой, она была выбрана моделью для представления красоты армянской нации в художественном проекте Натальи Ивановой Национальные истоки красоты. Официальный сайт Дианы - http://www.diane.book.fr/

Самая красивая балкарка - певица .

Самая красивая горская еврейка - певица Жасмин . Сара Манахимова, выступающая сейчас под сценическим псевднимом Жасмин, родилась 12 октября 1977 в Дербенте (Дагестан). Официальный сайт - http://www.jasmin.ru/

Самая красивая грузинка - грузинская модель, актриса и телеведущая, Мисс Грузия 2007 Гванца Дараселия (род. 1 сентября 1989, Тбилиси). Представляла Грузию на конкурсе Мисс Вселенная 2008. Снялась в фильмах "Девочка со слайда" (2009) и "Город мечты" (2010).

Самая красивая даргинка - певица .

Самая красивая ингушка - актриса и певица Тамара Яндиева (род. 23 июля 1955, Караганда, Казахстан). Народная артистка Ингушетии. Снялась в 17-ти советских фильмах. Больше всего зрителям актриса запомнилась по трилогии о Шахерезаде из сказок 1001 ночи. В первой картине "И еще одна ночь Шахерезады…" Тамара Яндиева появилась в образе Аноры, дочери купца Карабая. А в двух последующих ("Новые сказки Шахерезады" и "Последняя ночь Шахерезады") играла принцессу Эсмигюль. Официальный сайт Тамары Яндиевой - http://yandieva.ru/

Тамара Яндиева в роли принцессы Эсмигюль в фильме "Новые сказки Шахерезады"

Самая красивая кабардинка - турецкая актриса Тюркан Шорай / Türkan Şoray (род. 28 июня 1945, Стамбул, Турция). Интервью (на турецком языке), где Тюркан Шорай рассказывает о своей национальности - http://arsiv.sabah.com.tr/2006/10/16/gny/gny115-20061016-200.html

Самая красивая карачаевка - певица (род. 18 декабря 1989, Черкесск, Карачаево-Черкесия). Официальный сайт - http://alikabogatyreva.ru/

Самая красивая кумычка - Зоя Гасанова - автор и ведущая программы "Свадебный сезон" на дагестанском тв. Страница ВКонтакте - https://vk.com/zoya_gasanova

Самая красивая лачка - австрийская модель Аминат Мирзаханова , известная под псевдонимом Амина Даги . Родилась в Махачкале, в 2003 году переехала с матерью и братом в Австрию, где в 2012 году выиграла национальный конкурс красоты "Мисс Австрия". Представляла Австрию на международном конкурсе красоты "Мисс мира 2012". Рост 175 см, параметры фигуры: грудь 88 см, талия 60 см, бедра 89 см. Страница Амины Даги на Фейсбуке - https://www.facebook.com/miss.austria2012

Самая красивая лезгинка - турецко-бельгийская певица . Хадисе родилась 22 октября 1985 года в городе Мол (Бельгия). Ее отец - лезгин, а мать - кумычка, эмигрировавшие в Бельгию из турецкого города Сиваса. Хадисе представляла Турцию на музыкальном конкурсе "Евровидение 2009" в Москве с песней Düm Tek Tek, где заняла 4-е место.

Самая красивая ногайка - Динара Эльгайтарова (род. 25 марта 1985, Актау, Казахстан) - модель, участница 3-го сезона реалити шоу "Топ-модель по-русски". Отец Динары - ногаец, мать - татарка. Рост 176 см., параметры фигуры 83-60-91. Страница ВК -